Пугачева Инна Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад №15. Кинешма.

Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"

 Актуальность.

 

Каждый ребенок уникален, один «физик», а другой «лирик». Но и в этом, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе изодеятельности и ручного труда испытывает разные чувства – радуетсясозданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе рисования, аппликации т.д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развивается специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое. Физическое).

Цели:

Развивать творческие способности.

Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

Задачи:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.

- оттиск печатью.

- рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными).

- обрывной аппликацией.

- рельефная лепка.

- конструирование из природного материала.

- конструирование из бумаги.

Познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста.

Вызвать интерес к продуктивным видам деятельности с помощью дидактических игр, загадок, стихов.

Сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами. Закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Занятия проводятся:

- с подгруппой детей (10- 12 человек);

- 1 раз в неделю;

- в группе;

- длительность занятий 30-45 минут.

Формы занятий:

· занятия;

· экскурсии;

· занятие – путешествие;

· совместная деятельность детей и родителей;

· коллективные занятия.

Методы и приемы: 

игровой,беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

 

Условия для занятий .

1. Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, вата, крупы, карандашные стружки, пластилин и т.д.)

2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3. Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4. Составление картотеки дидактических, подвижных, пальчиковых игр.

5. Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

6. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.

7. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.

План работы  на год

Сентябрь

1 неделя Аппликация из природных материалов «Путешествие по городу» Цель.  Вспомнить вместе с детьми, что такое аппликация, из  чего можно сделать аппликацию. Закрепитьумение у детей работать с ножницами, клеем. Развивать творчество у детей.

2 неделя Аппликация из раскрашенной крупы-пшена «Осенний лес» Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 17.

3 неделя Обрывная аппликация «Березка на нашем участке» Цель. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8.

4 неделя П/и «Веселый художник» Цель. Учить детей рисовать фигуры, детали с закрытыми глазами. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 107

Октябрь

1 неделя Аппликация из осенних листьев «Жар птица» Цель. Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развивать воображение, фантазию. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 29.

2 неделя Рисование-печать «Люблю березку русскую». Цель. Продолжать совершенствовать у детей технику «печать», учить видеть красоту русской природы, красиво сочетать цвета. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 48

3 неделя Д/и «Нарисуй отгадку» Цель. Учить детей быстро схематично изображать различные предметы. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 87 (загадки)

4 неделя Объемная аппликация «Маленькая рощица» Цель. Познакомить детей с новым видом аппликации. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 4

Ноябрь

1 неделя Мозаика из семян «Птички на дереве» Цель. Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы. Развивать композиционные навыки. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 7.

2 неделя Мозаика из салфеток «Варежки, чтоб не мерзли наши ручки» Цель. Познакомить детей с новым видом аппликации из салфеток, техникой исполнения работы. Развивать творчество.

3 неделя. 4 неделя «Забавный снеговик» Цель. Продолжать воспитывать интерес к различным видам аппликации. Предложить аппликацию из ладошек. Использовать в работе различные материалы. Продолжать развивать творческое воображение.

Декабрь

1 неделя Аппликация «Гроздья рябины». Цель. Продолжать знакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток.воспитывать интерес к различным видам аппликации. Воспитывать творческий интерес.

2 неделя Аппликация с использованием бумаги и ваты «Зимнее кружево». Цель. Познакомить детей с новым видом комбинированной аппликации, техникой исполнения работы. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 13.

3 неделя Конструирование из бумаги новогодних игрушек «Домик» Цель. Учить детей из квадрата - шаблона складывать домик, дополнять его крышей, окнами. Вызвать интерес к созданию сказочного домик. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в д/саду, стр. 156

4 неделя Оригами «Елка красавица» Цель. Познакомить детей с аапликацией из ватных дисков. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 155

Январь

1 неделя Аппликация «Маленькая рощица зимой» Цель. Познакомить детей с аппликацией из разно фактурной бумаги, развивать творчество. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 5.

2 неделя Оригами «Маска «Настроение» Цель. Познакомить детей с техникой оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 87

3 неделя Рисование акварелью «Теплые и холодные картины» Цель. Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах и их оттенках. Предложить нарисовать свои игрушки в определенной цветовой гамме. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 18, 115( №3)

4 неделя Д/и «Составь натюрморт» Цель. Закрепить знания детей о жанре – натюрморт, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 73

Февраль

1 неделя Обрывная аппликация «Елка в ночном лесу» Цель. Познакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 7.

2 неделя Оригами «Корона»

Цель. Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 58

3 неделя Аппликация из семян «Львенок в густой траве» Цель. Закреплять умение детей выполнять работу с использованием природного материала, дополнять сюжет по своему усмотрению. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 16.

4 неделя Аппликация из пшена «Ветка мимозы» Цель. Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять букет веточками из цветной бумаги. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 22.

Март

1 неделя Конструирование из цветных салфеток «Букет цветов» Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом конструирования. Развивать творчество. .

2 неделя Рамка для фото из цветных бумажных трубочек (используются листы из старых журналов). Цель. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации и конструирования. Развивать творчество, аккуратность в работе.

3 неделя Аппликация из крупы «Жираф» Цель. Закреплять умение детей выполнять работу с использованием крупы, дополнять сюжет с помощью цветной бумаги. Г. И. Перевертень. Мозаика из круп и семян, стр. 1.

4 неделя Декорирование вазы из папье-маше цветами изготовленными из цветных бумажных салфеток. Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом конструирования. Развивать творчество.

Апрель

1 неделя П/и «Веселый художник». Цель. Учить детей рисовать фигуры, детали с закрытыми глазами. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль, стр. 107

2 неделя Обрывная аппликация «Космос». Цель. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8.

3 неделя Оригами «Салфетка для столового серебра». Цель. Продолжать развивать у детей технику оригами. Воспитывать внимание, аккуратность и точность выполнения задания. Т. Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы, стр. 29

4 неделя Аппликация из природных материалов «Корзина с цветами». Цель. Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Развивать творчество. Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 14.

Май

1 неделя Обрывная аппликация «Первые листочки на деревьях». Цель. Продолжать знакомить детей со способом обрывочной аппликации. Развивать чувство цвета. А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 9.

2 неделя Аппликация из объемных цветов «Весеннее цветение» (техника квилинг). Цель. Познакомить с новым видом конструирования из бумаги.

3 неделя Аппликация из объемных фигур «Цветы на лужайке» (техника квилинг).

4 неделя Коллективная работа «Подарок детскому саду» Цель. Вызвать у детей желание сделать подарок для детского сада, используя при этом любые методы рисования.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети  знают:

- технику и основные приемы оригами, пластилинографии, объемной аппликации;

- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "пластилинография";

- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);

- о культуре некоторых стран (Япония, Китай);

- правила композиционного построения изображений;

Дети  умеют:

- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;

- использовать в работе приемы различных техник (оригами, пластилинография, объемная аппликация);

- использовать  схемы при изготовлении поделок;

- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

- творчески подходить к выполнению задания;

- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

 

 

27 мая 2016 в 21:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.