Пугачева Инна Сергеевна, воспитатель МБДОУ детский сад №15. Кинешма.

Программа оздоровления "Растем здоровыми"

 Программа оздоровления детей подготовительной группы

«Растем здоровыми»


Актуальность программы

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре­деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель­ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

Возможность постоян­ного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здо­рового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

В результате этого в детском саду была разработана программа «Растем здоровыми» и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении. Программа  комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей. 

Концепция программы

 Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

  Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный  подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

 

Основные принципы программы:

 

1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

 

Цель программы:

 

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,  совершенствование их физического развития.

 

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

 

I.  Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Задача: Совершенствование  здоровьесберегающей среды в ДОУ.

 

II. Воспитательно-образовательное направление

1 задача:  Организация рациональной  двигательной активности детей

Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

· повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды

· совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям

· повышению физической работоспособности

· нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития

· повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.

3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.

5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.

6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

· физические занятия в зале и на спортивной площадке

· утренняя гимнастика

· физкультминутки

· физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”

· бассейн

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами  ДОУ (см. приложение № 1)

- преобладание циклических упражнений на физкультурных  занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливо­сти как наиболее ценного оздоровительного качества

- использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию

2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни

Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Физическая  культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение  целенаправленной  работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие  формы работы с детьми, как:

§  режимные моменты

§  физкультурные занятия

§  закаливающие процедуры после дневного сна

§  организацию и проведение  дней Здоровья (1 раз в квартал)

такие формы работы с родителями, как:

§ тематические родительские собрания

§ совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)

§ консультации специалистов - педиатра, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)

3 задача:  Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

- фронтальные занятия с детьми по базисным и коррекционным  программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей;

- индивидуальную коррекционную работу с детьми учителей-логопедов.

Важнейшей составляющей частью в системе работы по  психическому  развитию детей является развитие графомоторных навыков детей.

Статистика ежегодных исследований показывает, что около 70% детей, поступивших в школу с 7 лет, предметом, вызвавшим наибольшие затруднения, называют письмо. Среди детей, пришедших в школу с 6 лет, таковых – 87,5%. 

III. Лечебно-профилактическое направление

Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной  работы.

Профилактическо-оздоровительная  работа в нашем  ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприяти­ям:

- осуществлять проветривание помещения, в соответствии с графиком;

- дважды в день проводить  влажную уборку групповых помещений;

- не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;

- для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;

-  2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, по­душек, одеял);

- 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);

- правильно осуществлять подбор и расстановку  комнатных растений;

- своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;

- соблюдать правила применения и хранения моющих средств;

- во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.

Закаливающие мероприятия

Одним из основных направлений оздоровления детей является исполь­зование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

- босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;

- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффек­том;

- обширное умывание (до локтей, умывание лица, шеи)

Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики

К ним относятся дыхательная гим­настика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж. Данные методы необходимо ввести в систему оздоровительных мероприятий.

Дыхательная гимнастика:  Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базо­вых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — един­ственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медлен­ное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработ­ке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вен­тиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успо­каивает и способствует концентрации внимания.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, нако­нец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется поло­жить одну его руку на грудь, другую - на живот (сверху зафиксировать их рука­ми взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой ды­хательных движений.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к само­массажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической ак­тивности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потен­циала.

Самомассаж:механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.

Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей

По данным  Э.С. Аветисова, близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья. Среди детей, страдающих  близорукостью, число практически здоровых в 2 раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников. Несомненно, связь близорукости с простудными, хроническими, тяжелыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Следовательно, у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это должно занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.

Формирование правильной осанки. Профилактика плоскостопия.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника  обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия, а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется напрактических занятиях.

Тематическое планирование теоретических занятий.

 

тема

Цель и задачи

1.Что такое воздух.

*Зачем мы дышим

* Как дышит человек

Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох - углекислый газ;

2. Что такое сердце.

*Сердце и легкие- друзья

*Дыхание животом

 

Показать взаимосвязь работы дыхательной  и сердечно –сосудистой систем человека.

Обучение технике дыхания животом.

Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

Показать связь частоты дыхания и величины пульса;

Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;

Обучение технике расслабления;

 

 

3. Знакомство с прибором ПБС (Побосик).

Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС).

Формирование понятий «измерение», «прибор».

Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков;

Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС;

4. Паспорт Здоровья.

*Кто сколько живет

*Полезное питание

*Двигательная активность

*Закаливание, режим дня

 

Сформировать понятие «паспорт здоровья».

Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте);

Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»;

Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек ( напряжение, стресс, предболезнь, болезнь);

Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях;

5. Да здравствует хорошее настроение.

*Коварный стресс

*Давайте жить дружно

 

Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;

 

 

6. Умеем управлять собой.

Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;

 

7. Что мы узнали?

Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков.

Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

Закрепление навыка дыхания животом;

Формы и методы оздоровления детей.

Формы

Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни.

Щадящий режим (адаптационный период): гибкий режим, организация благоприятного психологического микроклимата в группе.

2.

Физические упражнения.

Утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные мероприятия, подвижные игры, спортивные игры, профилактические гимнастики, гимнастика пробуждения, оздоровительный бег.

3.

Гигиенические и водные процедуры.

Обширное умывание, игры с водой, обеспечение чистоты среды.

4.

Свето-воздушные ванны.

Проветривание помещений (в том числе сквозное), прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5.

Активный отдых

Развлечения, праздники, игры-забавы, дни здоровья.

6.

Диетотерапия

Рациональное питание

7.

Музыкотерапия

Музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театральная деятельность.

8.

Специальное закаливание

Босоножье, игровой массаж, дыхательная гимнастика, обширное обтирание.

 

 

 

 

 

 

 

Закаливающие процедуры.

Метод.

Характер действия.

Противопоказания

Утренняя гимнастика

Проведение в хорошо проветриваемом помещении до и после гимнастики либо на свежем воздухе.

Наличие мед. отвода

Прогулка

Проведение на свежем воздухе в одежде по сезону.

 

Солнечные ванны

Ослабленное влияние атмосферы (раннее утро, после полудня)

Заболевания, температура воздуха свыше 30 градусов

Гимнастика пробуждения

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в групповой комнате)

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий

С учетом физического и соматического здоровья. Темпиратура воздуха ниже нормы

Вода

Обширное умывание. Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванию лица.

Наличие мед. отводов

Воздушные ванны

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование современных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной деятельности.

Виды здоровьесберегающих пед. технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

Технология сохранения и стимулирования здоровья. Подвижные и спортивные игры.

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате игры малой и средней подвижности. Проводятся ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр.

Воспитатели.

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минуты , по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы других гимнастик в зависимости от вида деятельности.

Воспитатели

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей.

Педагог определяет интенсивность технологии. Использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

В удобное время

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами

Воспитатели.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ.

Воспитатели.

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, проинструктировать детей о гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Воспитатели.

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.

Форма проведения различна: упражнения на кроватях, обширное умывание и т.д.

Воспитатели.

Физкультурные занятия

2 раза в неделю в групповой комнате, 1 раз на свежем воздухе.

Занятия проводятся в соответствии с программой,  по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение.

Воспитатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат.

снижение уровня заболеваемости; закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психоматического состояния; повышение уровня физической подготовленности детей;

 

27 мая 2016 в 21:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.